Российская ассоциация операторов сдедикам

Sunday
Nov 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Home Новости Россия История создания steadicam

История создания steadicam

Печать

Sample image

Со временем необходимость в некоем устройстве, способном решить проблему свободного передвижения оператора без ущерба для качества изображения, стала ощущаться все более и более остро. И такое устройство появилось. Его создал американец Гарретт Браун (Garrett Brown), который 16 сентября 1974 года подал заявку, а 12 апреля 1977 года получил патент США на изобретение под названием «Оборудование для использования с ручными кинокамерами» (Equipment for use with hand held motion picture cameras).

Думается, история возникновения этого устройства, равно как и информация о его изобретателе, покажется читателям достаточно интересной.

До изобретения Steadicam’а Гарретт Браун пытался получить патент на другое сконструированное им устройство стабилизации — вакуумный шар для камеры Arri 2C. Оно весило всего около 2,5 кг и работало практически бесшумно. Однако при попытке запатентовать приспособление Браун обнаружил, что аналогичная конструкция несколько ранее уже была защищена патентом, выданным изобретателю Ли Де Форесту (Lee De Forest). Разочарование было настолько сильным, что Браун на некоторое время вообще оставил идею что-либо изобретать. Но депрессия длилась недолго.

Начав работать оператором, Браун очень быстро почувствовал, что в ассортименте оборудования для киносъемок чего-то не хватает. Ему очень хотелось иметь штуковину, которая бы позволила держать камеру в руках и при этом избавиться от тряски изображения. С этого началась долгая и кропотливая работа над устройством, которое получает все более широкое распространение не только в мире (там оно уже давно — привычный атрибут), но и в России. Работа эта продолжалась несколько лет.

Но и в кино Гарретт Браун пришел далеко не сразу. В юном возрасте он страдал от нефрита, отчего некоторое время был прикован к постели. Пока его одногодки играли в футбол, он собирал радиоприемники и задумывался о том, чтобы стать писателем, а попутно «настрочил» целый блокнот, как он сам впоследствии говорил, «глупых изобретений». Пример было с кого брать — его отец работал у Дюпона и так же был изобретателем. Браун старший придумал Hot Milk — пластическую субстанцию, заменявшую клей при изготовлении книжных обложек. Благодаря этому произошла революция в производстве Дюпона, правда, сам изобретатель не получил за свое изобретение ни копейки.

Браун младший мог бы вписать свое имя в историю музыки в стиле «фолк», если бы его карьера на этом поприще имела чуть больший успех. В начале 1960-х, когда Гарретт окончил школу, он вместе со своей группой записал песню на студии MGM. Но дело не пошло, и группа распалась. Сам Гарретт попытался найти себе работу в сфере кинопроизводства, но поначалу все попытки были неудачными. В результате он оказался сценаристом в рекламном агентстве. Параллельно Браун читал все книги по кинопроизводству, какие были в библиотеке Филадельфии, что помогало и в рекламной работе. Браун написал так много сценариев для роликов, получивших разные награды, что одно из крупнейших американских рекламных агентств «Рамрил — Хойт» (Rumrill — Hoyt) просто взяло и купило фирму, в которой работал Браун, чтобы заполучить его самого. Но для «Рамрил — Хойт» музыка играла недолго, поскольку сам Браун решил, что уже достаточно сделал как сценарист на ниве рекламы, и попытался открыть собственную студию производства кинопродукции. Попытался и провалился. В 1969 году он предпринял еще одну попытку: научился снимать, в каком-то боксе построил студию и заполнил ее оборудованием, купленным за гроши у обанкротившейся компании. В распоряжении новоиспеченного хозяина оказалось осветительное оборудование, синхронизаторы и старая Moviola, а также огромный трехколесный «бегемот» (что-то типа штатива) и 360-килограммовая стальная камерная тележка.

Началась работа по конструированию разных устройств. Сначала появилось приспособление Coptercam, состоявшее из камеры, свисавшей на шаре, подвешенном под вертолетом. Это приспособление позволило Брауну снять кадр пилота и интерьера быстро движущегося автомобиля через окно машины, уравняв скорость вертолета и автомобиля. Далее появились приспособления Shakycam и Pogocam, представлявшие собой штангу с перекрестием и парой противовесов. И эти «примочки» действительно стабилизировали камеру. Все было хорошо, пока Браун просто ходил с ними. Но как только предпринималась попытка вертикального панорамирования, опять возникала проблема — невозможность съемки с нижней точки, близкой к уровню пола. Поэтому Браун сконструировал очень легкий 31-килограммовый алюминиевый кран, позволявший выполнять панорамирование в любой плоскости. Волоконно-оптический видоискатель позволял оператору строить кадр, когда объектив камеры находился практически на уровне земли. Это дало возможность компании Брауна создавать фильмы с очень эффектными кадрами, а все его клиенты давали подписку о неразглашении способа съемки этих кадров.

Путь к настоящему Steadicam’у был долгим и тернистым. Постоянно возникали новые вариации на тему. Как правило, конструкция напоминала конскую сбрую, выполненную из проволоки и пропущенную через шесть блоков, чтобы снять нагрузку с плеча оператора. По словам самого Брауна, конструкция была неудачной — она не позволяла работать в тесном пространстве. Но Браун был настойчив и не бросал попыток усовершенствовать свою «упряжь».

Однажды он уединился в гостинице и целую неделю экспериментировал с балансировкой длинных стержней (в роли которых выступала обычная метла или швабра), бродил по магазинам продажи инструмента и материалов, изучал старые чертежи. Морской механик в отставке Джек Хаузер (Jack Hauser) помог Брауну изготовить детали нового устройства. И вот в 1973 году на свет появился первый оснащенный волоконно-оптическим видоискателем Steadicam. И он действительно работал!
Гарретт Браун со своим Steadicam’ом во время съемок фильма «Рокки»

Рекламный ролик агентства Арнольда Палмера (Arnold Palmer) должен был стать испытательным полигоном для Steadicam’а, но менеджеры агентства не хотели давать подписку о неразглашении секрета вновь созданного устройства. Тогда Браун сказал, что он мог бы сделать ряд очень эффектных кадров, но теперь не станет использовать Steadicam и сделает все традиционным способом. Но не удержался, и когда все разошлись, все же применил свое изобретение. «Никто из тех, кто потом смотрел ролик, так и не догадался, что около 20 кадров, вошедших в него, просто нельзя было снять, используя традиционное оборудование», — вспоминал Гарретт Браун.

И тут началось! Ролик, демонстрирующий возможности нового устройства, увидел режиссер фильма «Рокки» (Rocky) Джон Эвилдсен (John Avildsen). Потрясенный возможностями Steadicam’а, он тут же, находясь в съемочном павильоне № 15 компании Burbank Studios, позвонил Брауну домой. Изобретателя дома не оказалось, поскольку он был… в павильоне № 16 той же компании. Там его нашел Эвилдсен и пригласил работать с ним.

Такое же впечатление ролик Брауна произвел и на Стенли Кубрика (Stanley Kubrick), который как раз готовился к съемкам фильма «Сияющий» (The Shining). Он сказал, что изобретение Брауна приведет к революции в съемке кино, а заодно посоветовал Гарретту убрать из ролика кадр, где от Steadicam’а на землю падает тень. «Опытный технический эксперт по этой тени может разгадать конструкцию механизма и украсть идею», — сказал он Брауну. Закончил Кубрик тем же, чем и Эвилдсен — использовал Steadicam при съемках своего фильма.

Если бы компания Cinema Products не купила у Гарретта Брауна его изобретение и не дала ему официальное название Steadicam, устройство могло бы войти в историю как «Стабилизатор Брауна» (Brown?s Stabilizer). Но права были куплены, название дано, и с тех пор изделие получило несколько модификаций, среди которых есть легкая версия Steadicam JR для видеокамер, Skyman для установки на автомобиль и ряд других, в которых используются те же принципы и материалы (пластик, сталь и керамика). Со временем изделие вместе с названием перекочевало под крыло компании Tiffen, где благополучно живет и развивается и поныне.

Естественно, сегодня уже не только компания Tiffen выпускает устройства стабилизации камер, но название Steadicam имеет право использовать только она. Есть ряд других компаний, производящих аналогичные приспособления, среди которых такие, например, как Glidecam, Cammate, DVTech, Sachtler и ряд других.

Приятно осознавать, что отечественные производители тоже не лыком шиты. Выпуском устройств стабилизации камер занимаются белорусская фирма Cinema Technologies Group и российская «Пультекс». Причем их изделия выполнены на достаточно высоком техническом и технологическом уровне.

На страницах журнала «625» уже не раз печатались статьи о принципе работы и конструкции устройств стабилизации камеры (например, «Системы стабилизации телевизионных камер», Вадим Кинтинов, № 8/2003 и «Аппарат для асов (пилотаж steadicam`а)», Павел Вейн, Виктор Маслачков, № 9/2003). Поэтому вряд ли есть смысл заново пересказывать все, что уже было написано. Стоит лишь привести несколько основных определений, в основном сформулированных самим Гарреттом Брауном.

Steadicam — устройство стабилизации камеры, которое в руках опытного оператора сочетает стабильность изображения, характерную для тележки, со свободой съемки с руки.

Steadicam позволяет решить три задачи: изолировать камеру от всех движений оператора, кроме самых размашистых; распределить массу камеры так, чтобы повысить сопротивление системы к вращению; перенести центр тяжести камеры в точку, где оператор наиболее комфортно может манипулировать им.

От себя добавлю, что помимо получения эффектных кадров устройство стабилизации позволяло изначально сделать работу оператора более комфортной благодаря равномерному распределению нагрузки по всему его корпусу. Однако со временем эта задача стала в ряде случае неактуальной. Камеры цифровых форматов стали очень легкими и компактными, поэтому осталась лишь задача стабилизации изображения. Это не могло не отразиться на конструкции устройств стабилизации: в ряде моделей исчезли жилет, рука и другие части традиционного Steadicam’а. Но обо всем этом читатели смогут прочитать в обзоре, который следует за этой статьей.

А изобретатель Гарретт Браун навсегда вписал свое имя в историю кино и телевидения. Не случайно название Steadicam стало теперь именем не собственным, а нарицательным, и как бы производители не называли свои изделия, операторы всегда будут именовать их steadicam’ами.

источник 625-net.ru

 

Профессионалам

What should go in your fridge?
Quis Aliquam eget urna lacus Nam et Nullam volutpat aliquam Vivamus. Nulla accumsan molestie non vestibulum magna mauris

Стеди видео


Alien Revolution 6

Горячая тема

 

Наши поздравления

Поздравляем нашего коллегу Игоря Вотинцева с при...

 

Последний Герой

Наш коллега, Дмитрий Щетинин возвратился со съём...

 

Заслуженный деятель исскуств

Оператор постановщик, оператор стедикам Виталий ...

 

Технические достижения

Компания Тиффен , Стивен Тиффен , Гарретт Браун , Д...

 

НАТЭКСПО 2008

В Москве с 18 по 21 ноября 2008 года проводится традиц...

 

CPS/Cinema Production 2008

CPS/Cinema Production Service-2008 - специализированная выставка...

СПОНСОРЫ САЙТА

РЕКЛАМА

http://www.linfilm.ru
Видеостудия Линфильм
http://maatfilm.ru
Компания MAAT FILM
www.yazydzhifilms.com
Персональный сайт
http://steadi.ru
Steadicam портал

Объявления

Сейчас на сайте

Сейчас 6548 гостей онлайн