Российская ассоциация операторов сдедикам

Wednesday
Oct 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Home

Принцип работы стедикама

E-mail Печать PDF

Основная проблема переносных кинокамер заключается в том, что оператор — живое существо, и он постоянно двигает камеру. И хотя часть его движений необходима, иногда они все портят.
Существует два основных типа движений камеры — пространственное и вращательное. Steadicam создан для того, чтобы устранить их или сократить до минимума.
Пространственное движение камеры — это перемещение камеры в пространстве. Вращательное движение — это повороты камеры и ее наклоны.
Помехи — дрожь, отклонения от прямого курса, толчки, скачки и т.д. — совмещают и пространственное и вращательное движение.
Принцип работы steadicamОбычно нежелательные вращательные движения наиболее заметны на экране и более всего досаждают зрителю, когда фон неестественно двигается то в одну, то в другую сторону.
В основе Steadicam — относительно простая четырехчастная конструкция, которая позволяет избежать как пространственных, так и вращательных движений камеры.

 

 

 

 

 

Начнем с того, что любое движение оператора с камерой — намеренное или случайное — делается вне центра тяжести (Принцип работы steadicamили сопротивления) самой камеры. И если вектор силы не проходит через этот центр (а чтобы направить его туда, оператор должен обладать невероятным талантом), камера будет совершать нежелательные пространственные или вращательные движения.
В системе Steadicam к камере добавляется жесткая штанга и противовес на другом конце штанги. Теперь конструкция обладает большей массой и значительно большей инерцией по оси противовеса камеры. Кроме того, центр тяжести объекта теперь вне камеры, и оператор может до него дотронуться.

 

Такая конструкция более устойчива к вращательным движениям в двух измерениях: наклонам и поворотам. Помимо этого, оператор, прикасаясь к объекту или поднимая его, взявшись за новый центр тяжести, не вызывает такого вращения объекта, как раньше. Более тяжелое устройство более устойчиво к пространственным колебаниям.



Как показано на рисунке сверху, если к камере добавить два противовеса, разнесенные в разные стороны, то конструкция будет более устойчива к кол*цензура*иям во всех трех измерениях. Третье измерение — это поворот по горизонтали. Этот принцип лежит в основе работы камер типа Pogocam и Actiontracker.
Такие камеры легко сделать, но с ними трудно совершать плавные движения. Но это только часть того решения, которое предлагает Steadicam.

Принцип работы steadicam


Второй компонент, который используется в устройстве Steadicam, — это трехосный шарнирный узел около центра тяжести, нужный, чтобы изолировать угол силы подъема от объекта. Обычно, чтобы направить камеру, требуется легкое прикосновение, а чтобы ее поднять — нужно приложить немалое усилие. Благодаря шарнирному узлу это усилие никак не сказывается на угле поворота камеры.
В-третьих, оператор больше не касается камеры — в такой конструкции она находится на значительном расстоянии от центра тяжести. Теперь стали необходимы дополнительные аксессуары для просмотра изображения и настройки объектива, включения и выключения камеры и т.д. Очень важно видеть изображение при любых условиях. В конструкцию Steadicam встроен монитор высокой яркости для просмотра изображения. Он же выполняет функцию одного из противовесов. Второй противовес — это аккумулятор.


В терминологии Steadicam, вся эта конструкция называется «консоль».
В-четвертых, поскольку консоль обычно слишком тяжела для одного оператора, была разработана такая система поддержки, что основная нагрузка приходится на более развитые мышцы ног. Эта система, которая состоит из механической «руки» и плотно сидящего жилета, сокращает нежелательные пространственные движения оператора, например, движения вверх и вниз при ходьбе или даже дыхании.
Пружины, входящие в конструкцию «руки», с одной стороны, несут нагрузку, а с другой, изолируют консоль от вертикальных движений оператора. Помимо этого, с ее помощью вес проще нести. В отличие от других способов переносить груз, при работе со Steadicam оператору не приходится все время приподнимать всю эту конструкцию и ловить ее на каждом шагу, когда она начинает падать.



Робин Буэрки демонстрирует классическую
форму и правильное положение руки. Модель
США и Moviecam Compact.



Благодаря шарнирам «рука» может сгибаться и повторять движения руки и плеча оператора. Шарниры помогают изолировать кадр от нежелательных горизонтальных кол*цензура*ий оператора.
Жилет оператора обеспечивает механическое соединение с «рукой», кроме того, он распределяет вес консоли и направляет его на ноги. Жилет должен сидеть очень плотно и двигаться вместе с оператором, тогда как положение оператора и его перемещения определяют положение консоли в целом.
Благодаря по-новому распределенной массе, шарнирному узлу, экрану, жилету и механической «руке» камера остается неподвижной или двигается плавно, без нежелательных вращательных и пространственных движений. Однако, эта система не автоматическая, и искусство оператора играет очень большую роль в съемке с помощью Steadicam.

Steadicam Workshop Workbook Jerry Holway

Обновлено ( 30.11.2008 15:27 )  

Стеди видео


Alien Revolution 6

Объявления